Игра может быть не только увлекательным времяпрепровождением, но и несложным способом развития разнообразных навыков. Дети еще не умеют обучаться в традиционном формате, поэтому любая новая информация должна быть предоставлена в формате игровом.
Узнайте, как выбрать лучшие развивающие игры для детей, чтобы обучить ребенка всем базовым навыкам и даже больше.
Мелкая моторика
Своевременное развитие мелкой моторики позволит малышу овладеть навыками самообслуживания, он сможет самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, орудовать столовыми приборами, заниматься уборкой и т.д.
Еще один важный момент – взаимосвязь мелкой моторики и речевых функций. Если с моторикой проблемы, ребенок начинает говорить позднее своих сверстников, что затрудняет социализацию.
Приведем примеры развивающих игр для детей, какие занятия помогут овладеть мелкой моторикой:
Самым маленьким подойдут игры на складывание – в ведерко, корзинку или другую емкость нужно складывать мелкие предметы (шарики, игрушки небольшого размера, детали конструктора). Можно устроить между детьми соревнование по складыванию на скорость или разнообразить игру, добавив новые условия, например, разложить предметы по цветам.
Отлично развивает мелкую моторику лепка, подойдет пластилин, кинетический песок, полимерная глина или обычное тесто. Можно лепить разнообразные фигурки или облеплять готовые формы, например, баночки или кубики. Малыш учится регулировать силу сжатия, этот навык пригодится при формировании почерка.
Мелкую моторику и творческое мышление развивают аппликации, начать можно с обычных наклеек, располагая их на листе бумаги. Затем ребенок освоит ножницы, научится пользоваться клеем, а также продумывать композицию будущей работы.
В качестве знакомства с ножницами можно поиграть в парикмахерскую. Подготовьте «клиентов» — вырежьте из бумаги человечков и приклейте им бумажные «волосы», которые ребенок должен будет состричь.
Поиграйте в лабораторию, роль бактерий и вирусов могут исполнять различные крупинки, семена или небольшие бумажные шарики, которые нужно брать пинцетом и раскладывать по колбам или пробиркам. Подготовьте несколько разноцветных жидкостей и научите ребенка пользоваться пипеткой.
Если вы ищете игрушки для развития мелкой моторики, начните с мягких книжек с деталями на липучках. Можно сделать такие книжки самостоятельно, используя материалы разных фактур.
Следующим этапом станет бизиборд, с которым дети подолгу играют даже без участия взрослых. Затем можно осваивать пирамидки, сортеры, шнуровки, различные конструкторы.
Пространственное мышление
Этот навык помогает нам ориентироваться на местности, представлять и изучать трехмерные предметы и объекты.
Лучше всего пространственное мышление развивают различные конструкторы: а-ля лего, шестеренки, деревянные кубики, металлические детали с отверстиями для болтов и т.д.
Среди ассортимента пластиковых игрушек можно найти конструкторы с самыми разнообразными способами крепления деталей разной формы и размеров.
Но и без специальных атрибутов можно развить пространственное мышление с помощью несложных игр:
- Попросите ребенка представить какую-то емкость стандартного размера (трехлитровая банка, ведро и т.п.). Теперь ребенок должен называть предметы, которые, по его мнению, поместятся в емкость. Играть намного интереснее в компании, когда игроки называют предметы по очереди.
- Предложите ребенку внимательно осмотреть комнату, а затем закрыть глаза и ответить на ваши вопросы. Спрашивайте малыша о местоположении различных предметов, используя слова «слева», «справа», «под», «над», «в» и т.д. Пусть ребенок по памяти назовет как можно больше предметов и их положение относительно других предметов или самого себя.
- Ребенок закрывает глаза, а вы даете ему в руки различные предметы. Задача малыша – на ощупь определить, что за предмет у него в руках. Можно активно использовать разные игрушки, если вы уверены, что малыш сможет четко назвать конкретную игрушку.
Также в развитии пространственного мышления помогают игры на бумаге, в частности лабиринты.
Можно рисовать предметы, буквы или цифры в зеркальном отражении или дорисовывать вторую половину симметричного изображения, соединять точки по порядку, рисовать животных или лица людей, используя только основные геометрические фигуры.
Цвета и оттенки
Чем раньше ребенок начнет изучать цвета, тем быстрее у него сформируется хороший вкус.
Врачи считают, что в 2-3 месяца ребенок уже может различать цвета, например, погремушки определенного оттенка нравятся малышу больше других. Игры с цветами несложные, но увлекательные:
- Подготовьте несколько емкостей, отметив на них основные цвета (можно наклеить на коробок или ведерко фрагмент цветной бумаги). Задача малыша – разложить по цветам кубики, детали конструктора, карандаши или пластилиновые шарики.
- Твистер – подвижная игра, с помощью которой легко можно закрепить полученные знания о цветах, а также научиться различать право и лево.
- На прогулке предложите ребенку выбрать цвет, а затем называть предметы соответствующего цвета вокруг себя.
- Можно поиграть в лабораторию, используя воду, подкрашенную разными пищевыми красителями. Так ребенок научится различать не только базовые цвета, но и их оттенки (разводите краситель в разных пропорциях), а также получит представление о смешении цветов (голубой с желтым дают зеленый и т.п.).
Конечно, лучше всего изучать цвета в процессе рисования.
Смешивая краски, ребенок получает новые оттенки, учится реалистично переносить на бумагу окружающие его образы, оценивает сочетания оттенков с точки зрения гармонии и т.д.
Разнообразие форм
Научить ребенка отличать друг от друга предметы разной формы поможет сортер – такие игрушки представлены в широком ассортименте, а можно изготовить их самостоятельно.
Просто вырежьте из картона фигуры и подготовьте листы бумаги с прорезями соответствующей формы. Желательно усложнить задачу и сделать детали разноцветными, при этом цвета и формы не должны совпадать.
При поиске нужного отверстия ребенок не должен ориентироваться на цвета, напротив – оттенки будут дополнительно запутывать ребенка.
Еще одно хорошее упражнение для изучения форм – «раскладывание» предметов или изображений на простейшие геометрические фигуры. Начните с рисунков – лицо человека похоже на круг, нос на треугольник и т.д.
Затем переходите на объемные предметы и объясняйте ребенку различие между геометрической фигурой и объемным геометрическим телом. На начальном этапе подойдут кубики разной формы.
Покажите ребенку, что, например, конус сбоку похож на треугольник, а снизу на круг. Пусть аналогично малыш сам расскажет про цилиндр, пирамиду и т.д.
Изучаем счет
При выборе развивающих игр не забывайте, что ребенку нужно учиться считать и знакомиться с цифрами. Можно приобрести кубики, где на каждой грани изображена цифра и соответствующее количество каких-либо предметов.
Важно, чтобы ребенок не заучивал цифры от 1 до 10 по порядку, а именно понимал, что они означают. Пересчитывайте однотипные предметы: кубики, счетные палочки, карандаши. Пусть малыш сначала запомнит, как звучит число, а затем освоит сам символ – цифру.
Сразу на этом этапе можно пробовать решать простейшие примеры, чтобы ребенок понял – четыре получается, если к трем прибавить еще один. Пока не нужно вводить знаки «+» и «-», важно разобраться с понятиями «больше» и «меньше».
В процессе игры можно пересчитывать все что угодно: игрушки в коробке, птиц на дереве, книги на полке.
Когда малыш освоит такой счет, то есть сможет сопоставлять число с количеством предметов, можно начинать считать неосязаемые вещи, например, сколько раз прокричит кукушка или сколько шагов до ближайшего магазина.
Решайте задачки из жизни, проще всего использовать штучные продукты питания: ягоды, фрукты, конфеты. Если купить пять конфет и съесть две, сколько останется?
Попробуйте проверить ребенка – предложите ему догадаться, что общего у колес автомобиля и деревьев у дома (после того, как вы вместе пересчитали деревья и убедились, что их четыре).
Знакомимся с азбукой
Алфавит можно изучать с помощью азбуки, магнитной доски или кубиков. Есть немало онлайн-ресурсов для обучения буквам и чтению. Полезный совет: не используйте на протяжении всего обучения одну и то же книгу или набор кубиков.
Буквенный символ должен ассоциироваться у ребенка именно с соответствующим звуком, а не с конкретной картинкой.
Когда малыш запомнит буквы, можно поиграть в игры:
- Предложите ребенку найти буквенные очертания в окружающих предметах (дверной проем похож на «П», колесо на «О»).
- Каждый игрок по очереди называет слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова.
- Выбирается одна буква, а игроки по очереди называют слова, которые начинаются с этой буквы.
- Каждый игрок выбирает букву и старается назвать как можно больше предметов на эту букву, которые находятся в комнате.
- Напишите длинное слово и предложите ребенку составить из имеющихся букв новые слова.
- Предложите ребенку поменять в определенном слове одну букву, чтобы получилось новое слово (печка-речка, лес-лев, сор-сыр и т.п.).
Обязательно познакомьте ребенка с палиндромами – это слова или фразы, которые одинаково читаются с обеих сторон (шалаш, а роза упала на лапу Азора и т.п.).
Такие «волшебные» фразы вызовут интерес к дальнейшему изучению русского языка.
Тренируем память
Если у ребенка хорошая память, у него не будет проблем с обучением в школе. Память нужно тренировать даже взрослым, поэтому в игры на запоминание можно играть всей семьей.
Настольные игры из серии «Мемори» — это колода карточек с одинаковыми рубашками и различными изображениями на обратной стороне. У каждого изображения есть пара, нужно постепенно открывать карточки, разложенные на столе, стараясь открыть сразу две одинаковых. Если пара не совпала, обе карточки снова переворачиваются рубашкой вверх.
Ведущий выкладывает на столе некую композицию или фигуру из спичек или счетных палочек. Игроки изучают фигуру в течение нескольких секунд, затем ведущий накрывает фигуру листом бумаги, а игроки пытаются составить перед собой точно такую же фигуру из спичек.
Разложите на столе десять разных предметов (ластик, ключ, конфета и т.п.). Пусть ребенок изучит композицию на столе в течение 30 секунд. Ребенок отворачивается, вы убираете один из предметов. Задача ребенка – снова взглянуть на стол и назвать предмет, которого теперь не хватает.
Ведущий показывает несколько движений в определенном порядке, например, поднять руки вверх, скрестить их на груди, топнуть левой ногой, повернуть голову вправо. Игроки должны повторить движения в нужном порядке.
Отлично тренирует память заучивание наизусть стихов или песен. Также можно выбирать любой рисунок или картину, рассматривать изображение, а затем пытаться по памяти воспроизвести его. Задавайте ребенку наводящие вопросы: какого цвета была машина на рисунке, в какую сторону она ехала и т.д.
Какие игры для развития детей лучшие, ребенок ответит сам – наблюдайте за малышом и отмечайте, в какие игры он играет с удовольствием, а от каких отказывается или играет неохотно. Нельзя заставлять детей играть, тогда обучение не будет продуктивным.
Старайтесь подбирать игры и игрушки, которые развивают сразу несколько навыков, например, память и пространственное мышление, мелкую моторику и счет.