Бить или не бить? Этот вопрос, несмотря на его извечную актуальность, так и не имеет однозначного ответа. Надо ли учить ребенка давать сдачи или внушить ему, что лучший способ взаимодействия с окружающими – это непротивление злу насилием, и победить зло можно только добром?
Исходить из ситуации
Для некоторых родителей (чаще всего, это папы мальчиков) ответ на вопрос, стоит ли учить ребенка давать сдачи, однозначен — всегда отвечать ударом на удар. Для других (и это чаще всего мамы и бабушки) — никогда не применять физическую силу к противнику.
Всегда надо исходить из конкретной ситуации, характера ребенка. Одно из неприятных последствий рекомендации «бить» — то, что ребенок бьет и толкает своих товарищей, даже не разобравшись в чем дело. Может быть, его толкнули случайно или «обидчик» таким образом пытался отстоять свои права, которые ваш ребенок нарушил, сам того не заметив. Кроме того, драка опасна нанесением серьезной травмы.
Сколько печальных примеров могут вспомнить педагоги и воспитатели, когда дети, не рассчитав силы, калечили противника или себя. Отвечая ударом на насмешки, обидные слова, ребенок не решает проблемы — он эскалирует конфликт, усиливает агрессию и провоцирует дальнейшие преследования и приставания к себе. Или же зарабатывает репутацию агрессивного драчуна, которого все начинают избегать. Он не учится решать конфликты другими способами, чувствовать нюансы ситуаций и находить компромиссы. Однако и ребенок, который всегда старается избежать насилия и уходит от прямых конфронтаций, рано или поздно столкнется с необходимостью либо ответить ударом на удар, либо стерпеть и, возможно, стать жертвой.
Что посоветовать ребенку
Как показывает практика, научить ребенка не бояться дать сдачи, все же стоит. Но делать это нужно не всегда.
Вот что вы можете посоветовать своему сыну или дочери:
- Предупредите ребенка о том, что сверстники могут иногда драться, толкаться, отнимать вещи. Ребенок, растущий в атмосфере физического уважения друг к другу, приученный уступать другим и быть вежливым со всеми, не имеющий опыта общения с агрессивными, напористыми детьми, может быть шокирован и деморализован первой встречей с агрессией в коллективе.
- Честно скажите ребенку, что иногда полезно ответить обидчику тем же: грубостью на грубость, силой на применение силы.
- Посоветуйте ему никогда не начинать драку первым, но всегда давать понять, что «с тобой не так просто справиться». Но иногда и на удар надо отвечать только ударом, пусть и неумелым. Это позволит ребенку не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Обычно приставать к ребенку начинает кто-то один из зачинщиков или преследователей. Они как бы «забрасывают пробный мяч», стараясь понять, чего можно, например, ожидать от новенького. Показать, что ребенок сумеет за себя постоять, важно именно на этом этапе.
- Хотя умение дать физический отпор больше всего впечатляет обидчиков, но все-таки отпор в большинстве случаев должен быть словесным или невербальным, а не физическим.
- А что делать, если ребенок просто боится дать сдачи? Объясните ему, что иногда достаточно твердого взгляда, иногда нужно просто уверенно пройти, сесть, положить свои вещи на парту. Чаще всего это могут быть правильно и своевременно произнесенные слова. И в ответ на моральное насилие — всегда должны использоваться только слова. Потому что ругательства, клички, оскорбления — это чаще всего провокация, желание вызвать агрессию в ответ. Важно уметь не поддаваться на эту провокацию.
- Если ребенка регулярно кто-то бьет, кусает, толкает — он должен об этом сообщить взрослым. Никто не имеет права его бить — ребенок должен это знать. Если сверстники применяют к нему физическую силу — он имеет право на защиту со стороны взрослых. Это не будет означать, что он слабый и беспомощный.
Учим ребенка постоять за себя
Ребенок, к которому дома применяют физические наказания, может считать, что это в порядке вещей, когда сверстники его бьют и принуждают силой что-то сделать или, наоборот, не делать. Ребенку, привыкшему к агрессии, не очевидно, что «нельзя добиваться своего с помощью силы» или «применение силы для убеждения запрещено». Он может не только стать покорной жертвой, но и, наоборот, сам использовать физическое насилие как аргумент в любом конфликте. Вспомните популярную карикатуру: отец шлепает сына, приговаривая: «Запомни, детей бить нельзя!»
Мы не можем каждое мгновение быть рядом с ребенком, защитить его от каждой нападки сверстников, уберечь от конфликтов, непонимания и нападок, мы должны научить ребенка защищать себя самостоятельно. Но для многих родителей единственный путь самозащиты — это физический. В этом, кстати, основная причина популярности секций боевых искусств для детей и подростков — желание родителей научить своих детей постоять за себя. Несомненно, знание приемов боевых искусств повышает уверенность ребенка в себе, но хорошая физическая подготовка еще не гарантирует, что ребенку удастся наладить отношения со сверстниками. Более того, некоторые дети начинают пользоваться этими навыками не по назначению: отрабатывают приемы на сверстниках, стремясь завоевать популярность силовыми методами. То есть потенциальная жертва сама превращается в преследователя. И самое главное: чаще всего дети подвергаются в коллективе не физическому, а моральному насилию — их дразнят и оскорбляют. Драки и потасовки очевидны, как и их последствия, поэтому часто строго караются учителями и администрацией. Зачинщики и преследователи чаще всего понимают это и применяют силу только в крайнем случае. А вот давление, шантаж, словесные издевательства — очень распространенные средства борьбы с неугодными. Кроме того, умение драться не помогает противостоять давлению большинства. Да и не всем детям, как показывает практика, занятия в секции каратэ или бокса помогают стать увереннее в себе. Иногда, наоборот, неудачи в этих секциях укрепляют ребенка в уверенности, что он слабак. А уж защититься от манипулятора с помощью кулаков и взрослым не под силу.