Детские обзывательства и даже нецензурная брань – явления достаточно распространенные. И если раньше пополнить свой словарный запас ругательствами малыши могли только, становясь свидетелями чужих «разборок», то теперь поток жаргонных словечек, а то и чего похлеще, льётся в их уши и из телеэфира, и из Интернета. Возможностей перенять бранные слова для современных детей великое множество, а потом взрослые удивляются, почему их дети обзываются, и не знают, как реагировать, как объяснить ребенку, что этого делать нельзя.
Почему дети обзываются
Наиболее распространенное средство «доставания» сверстников — это употребление по отношению к ним нецензурных и бранных слов с целью задеть, оскорбить. Однако само по себе знание и употребление ребенком нецензурных и грубых слов еще не повод для беспокойства. Интерес к неприличным словам — это один из этапов взросления и освоения ребенком языковой культуры.
Особо привлекательны бранные слова для детей своей эмоциональностью. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.
Как и взрослые, дети часто начинают обзываться и ругаться от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпускания» пара и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше высказать все, что накопилось в одиночестве, а не направлять свой словесный гнев на других. Некоторые дети, заметив, что такие слова шокируют, злят, расстраивают того, к кому они обращены, начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих. Для них бранные слова становятся оружием мести.
Детская нецензурная брань
Что надо знать родителям об отношении детей и бранных слов:
- Бывает, что ребенок не понимает, что говорит, или не осознает, что произносит очень оскорбительные и обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих и употреблять такие слова неприлично. Подросткам можно сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. И лучше, если подобную беседу с ребенком проведет педагог или психолог.
- Подросток же прекрасно знает, что означает сказанное им и как сильно оно может ранить другого (на что нередко и рассчитывает). И ему так не хватает уверенности в своих силах, что он пытается поддержать себя, а также защитить свой мир и скрыть свои переживания от окружающих с помощью крепких выражений.
- Некоторые подростки нарочно грубят с целью эпатировать, шокировать близких. Такое поведение свойственно детям в семьях, где уделяется слишком много внимания вопросам приличия, воспитанности и хорошего тона. Употребление подростком ругательств становится бунтом, протестом против возвышенности, утонченности родителей. Особенно если ребенка слишком опекают и навязывают ему определенный стиль поведения, не одобряют его друзей, увлечения, интересы.
- Очень часто дети используют в своей речи жаргон или сленг — специальные слова, понятные только посвященным, требующие «перевода» на русский. Это тоже признак стремления детей к самостоятельности, сопровождающий период взросления ребенка. Жаргон для них — это тайный язык, непонятный взрослым, но позволяющий стать своим в среде сверстников, эмансипироваться от родителей.
- Подростку необходимо знать многие слова (матерные, сленговые и пр.) и уметь их употребить к месту, чтобы его признали равным, своим. Иначе он легко может попасть в неловкую ситуацию, по наивности стать объектом насмешек.
Конечно, высокий процент преобладания «блатных» и нецензурных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции, в повседневных разговорах наших соотечественников не может не тревожить родителей. С другой стороны, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это признак бескультурья, но и великие не гнушались бранных слов (например, Пушкин), а без крепкого словечка теряют всю соль многие анекдоты.
Как реагировать
Как правило, у большинства детей и подростков интерес к «нехорошим» словам постепенно ослабевает, и дети становятся более сдержаны в их употреблении. Однако для психологов злоупотребление детьми ненормативной лексикой — частый признак психологического неблагополучия данного ребенка. Ведь произнесенные определенным тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими. И если ребенок стал грубить вдруг, то его агрессивность может являться своеобразным «криком о помощи» — нарушая запреты, шокируя близких, ребенок стремится привлечь их внимание к своей жизни. Хотя избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, любой всплеск употребления ненормативной лексики и кличек в классе должен всегда быть поводом для подробного наблюдения за жизнью коллектива. Задача родителей — поставить педагогов в известность, что проблема существует. Задача же педагога — пресечь использование обидных прозвищ в классе.
Естественно, ни один педагог не станет мириться с неприличными словами, ругательствами и обзывательствами детей в своем классе. Однако преодолеть эту проблему не так-то просто. Запретить — невозможно, карательные меры (типа замечаний, снижения оценок по поведению, вызова родителей в школу) тоже малоэффективны. Здесь необходима именно работа с классом, которая требует терпения и фантазии. Это не должно превратиться в чтение нудных и неэффективных нотаций или в поощрение ябедничества друг на друга. Такая тактика весьма эффективна в калифорнийских школах, однако не верю, что это подходящее средство борьбы с бранными словами и кличками в нашей стране.
Нередко для учащихся реакция педагога на то, что ребенок выражается нецензурной бранью, обзывается на других детей,— это своеобразная проверка на профессионализм. Многие учителя рассказывали, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то подобное на доске. Все посвященные с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучшей реакцией было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают, что они обозначают. Но, надеюсь, все понимают, что здесь употреблять их совершенно неуместно».
Основная мысль, которую надо донести до детей, — это то, что для определенных слов есть свое время и место. Таким образом, хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка и речи, не стоит навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает.
Ниже приведены примеры приемов, которые предпринимали психологи для борьбы с бранными словами и унизительными прозвищами в своем классе. Некоторые из этих методов можно использовать и родителям, обсуждая проблему бранных слов со своими детьми.
Как правильно педагогам реагировать на ругань в коллективе и отучить детей обзываться:
- Поговорить отдельно с наиболее активными пользователями ругательств и производителями кличек. Это должна быть именно беседа, а не выговор и угрозы. Для начала твердо, но спокойно информировать их, что считаете такое поведение в вашем коллективе неприемлемым и мириться с этим не намерены. Затем попросите их объяснить, почему они дразнят одноклассников и ругаются? Возможно, они делают это от отчаяния, или защищаясь, или считают, что это всего лишь забавно. Обсудите, можно ли как-то избегать ругани в повседневном общении.
- Устроить классный час на эту тему, обсудив, почему люди используют бранные слова. Поговорить о чувствах, которые испытывают произносящие их и слышащие. Важно заставить детей подумать, почему словам вообще придается так много значения — ведь это же всего лишь слова?! Уважительное отношение к словам уходит корнями в далекое прошлое. Наши предки верили, что слово обладает магической силой, поэтому, например, существовал запрет называть вслух имена могущественных духов. Маленькие дети относятся к словам с опасливым интересом — они полагают, что слова имеют волшебную силу: например, плохие мысли могут сбыться по-настоящему. А в медицине и психотерапии известно такое явление, как ятрогения, когда неправильно понятые пациентом слова врача приводят к осложнениям.
- Поговорить с детьми об истории происхождения их фамилий и имен. Предложить детям провести расследование и выяснить, откуда пришли, что означают или как переводятся их фамилии, имена. Ведь в основе многих детских кличек лежат именно искаженные фамилии и имена. Но некоторые нелепые, на первый взгляд, фамилии имеют интересную историю и серьезное значение. Эти знания помогут детям гордиться своими фамилиями, а не стыдиться их, и, возможно, удержат одноклассников от дальнейших обзывательств. Проведите также занятия, посвященные происхождению названий (улиц, городов) и значению имен. Заинтересуйте детей проблемой происхождения слов — это пригодится им в дальнейшем (для понимания, почему что-то назвали так, а не иначе, в изучении иностранных языков).
- Предложить ребятам поиграть со словами, чтобы лучше понять, как слова помогают нам общаться, выражать свои чувства, мысли, ожидания. Все это необходимо для мирного сосуществования. Поиграйте с ребятами в игры типа «Пойми меня», «Контакт» и «Ассоциации». Последняя игра проводится с осторожностью, потому что участники должны по очереди говорить о том, с какими предметами, животными, временами года и т.д. они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в центральной роли. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Эта игра помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.
- Посоветовать ребятам сформулировать правила, помогающие избежать использования обидных слов.
Что делать жертве обзывательств
Если ребенок стал жертвой обзывательств, его дразнят, ругают бранными словами, то с ним самим необходимо проводить отдельную работу. Возможно, и тут понадобится помощь психолога. Надо обсудить с ребенком, почему другие обзываются и ругаются именно на него. Может быть, они за что-то обижаются на него или так неумело хотят привлечь его внимание? Но, кроме того, надо научить жертву обзывательств правильно реагировать на ругань и клички.
Одно дело, если в детском саду или школе обзываются на чужого ребенок, но что делать, если жертвой обзывательств стал ваш малыш?
Можно посоветовать ребенку:
- Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания). Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» — зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Меня вообще-то Васей зовут. А ты разве меня звал?»
- Отреагировать нестандартно. Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), а необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию.
- Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?» Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: «Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
- Не поддаваться на провокацию. Очень часто для обидчиков обзывательства товарища — это забавная игра, повод побегать, привлечь его внимание.
- Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью ругательств заставить сверстника что-то сделать.
- Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Может быть, учить отвечать грубостью на грубость и не педагогично, но иногда другого выхода нет. Кстати, лучше отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
- Отговориться. Согласно наблюдениям для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке. Для детей постарше произнесение таких отговорок про себя может помочь успокоиться и не реагировать на обиду спонтанно.