Первая влюбленность у детей нередко возникает еще в дошкольном возрасте. Детские чувства искренни и чисты, но они настоящие. Очень часто родители недооценивают чувства ребенка, считают их глупостью, игрой и даже посмеиваются над тем, что у дочери появился «жених», а у сына «невеста». Узнайте, к чему может привести такое отношение к детской влюбленности и как нужно правильно реагировать на зарождающуюся в ребенке симпатию.
Любовь в детском саду
Наверняка, вы хоть раз наблюдали картину, когда один малыш обнимает другого, пытается взять за руку или даже поцеловать. Дети открыто выражают свои чувства, им незнакомо понятие личных границ, они не понимают, когда выражать свои чувство уместно, а когда – нет. Если у малыша появилось желание обнять другого ребенка, он просто сделает это или попытается сделать.
Если речь идет о детской влюбленности, советы психолога, как реагировать родителям, заключаются в первую очередь в том, что к чувствам ребенка нужно относиться с уважением и ни в коем случае не пренебрегать ими. Наблюдая взаимные проявления нежности, показательно умиляйтесь, ведь любовь – это прекрасно, дети должны усвоить это.
Не насмехайтесь над детскими чувствами в разговоре с другими взрослыми, не используйте ироничный тон, дети почувствуют его, даже если не все слова им понятны в силу возраста. Если ребенку покажется, что его чувства признаются чем-то постыдным и смешным, он замкнется в себе, сформируются комплексы, с которыми в дальнейшем придется работать психологу-профессионалу. Разумеется, обнимающиеся малыши выглядят забавно, а попытки поцеловать объект влюбленности получаются нелепыми, но важно поддержать детей и одобрить их чувства.
Что делать, если ребенок влюбился, может ли его состояние привести к негативным последствиям, если, например, любовь безответна? Если ваш малыш хочет обнять или поцеловать другого ребенка, который стойко сопротивляется этому, попробуйте объяснить ситуацию на понятном ребенку языке. «Анечка не хочет, чтобы ты ее обнимал», «Не делай так, ты же видишь – ему не нравится, он плачет». Избегайте конкретики, не используйте фразы вроде «она тебя не любит», «она боится», «ему нравится другая девочка» и т.д. Сейчас задача состоит не в том, чтобы разобраться, по какой причине другой ребенок не отвечает взаимностью. Ваша задача – объяснить малышу, что чувства и желания других людей нужно уважать, желания других не всегда совпадают с нашими. Учите ребенка оценивать реакцию других и устанавливать причинно-следственные связи. Ты ударил друга, а он заплакал, ты же не хочешь, чтобы твой друг плакал? То же самое с влюбленностью – если твои действия не нравятся другому человеку, не стоит так делать.
Многие родители пытаются пресечь нежные чувства малыша по определенным причинам. Например, ваша дочь влюбилась в мальчика из соседнего дома, но вы в скором времени планируете переезжать и боитесь, что девочка будет страдать, скучать по объекту влюбленности. Влюбленность отличается от любви тем, что она не может существовать без контакта с объектом чувств. Ребенок находится в стадии активного познания мира, каждый день на него обрушивается шквал новых эмоций и впечатлений. Как только дети перестанут видеться и общаться, чувства просто забудутся.
Влюбленность в школьные годы
В начальных классах и средней школе дети уже не спешат открыто выражать свои чувства. Появляются такие ощущения, как стеснение, смущение, стыд, неуверенность в себе, боязнь показаться смешным или быть осужденным, непонятым, отвергнутым. Мнение сверстников очень важно для школьников. Например, друг сказал: «Кто дружит с девчонками, тот сам – девчонка!» После этого мальчик будет избегать общения с понравившейся девочкой и страдать от того, что не может выразить свои чувства или даже поделиться ими с друзьями. Здесь важную роль играют отношения с родителями, именно вы должны выслушать ребенка и дать понять, что в его чувствах нет ничего постыдного.
Постарайтесь понять, почему дети влюбляются: в раннем возрасте малыши влюбляются в тех, кто нравится им внешне, затем на первый план начинают выходить другие характеристики: успеваемость, общительность, доброжелательность, успешность, популярность. Еще позже дети начинают сравнивать объект симпатии с собой. Казалось бы – мальчик добрый, красивый и хорошо учится, но девочке этого уже недостаточно, ведь он не поддерживает ее идею подложить кнопку учительнице на стул.
Как быть с проявлениями влюбленности? Обычно дети, мягко говоря, странно выражают свою симпатию:
- обзываются;
- дергают за косы;
- толкаются в коридоре;
- рассказывают другим гадости об объекте влюбленности и т.д.
Иногда у таких действий есть конкретная цель – отвести от себя подозрения. Девочка не хочет, чтобы о ее чувствах узнали одноклассники, а главное – сам объект симпатии, поэтому она всеми силами демонстрирует свое якобы негативное отношение к нему. Дело в том, что девочка просто боится обнаружить отсутствие взаимности и оказаться в неловком положении. Объясните дочери, что ее избранник, возможно, тоже питает к ней чувства, а, увидев с ее стороны негатив, он точно не подойдет первым.
Но зачастую дети просто не знают, как продемонстрировать свою симпатию. Подойти и обнять, как в детском саду, не получится – ребенок уже понимает, что такое поведение неуместно.
Что же делать? Родители должны объяснить чаду, как именно можно выразить симпатию и проявить внимание:
- помочь с домашним заданием;
- помочь донести тяжелый портфель;
- поделиться обедом;
- вручить подарок без повода (например, сделанную на перемене фигурку оригами);
- сделать комплимент по поводу внешности или восхититься ответом у доски.
Никогда не высмеивайте чувства ребенка, не заявляйте, что в его возрасте рано думать о любви. У ребенка сложится определенная модель поведения, он будет считать, что высмеивать и не уважать чувства других – это нормально, так и должно быть.
Не забывайте проявлять нежность по отношению к ребенку. Именно недоласканые и обделенные вниманием в детстве люди не способны любить в дальнейшем. Ведь в отношениях важно не только любить, но и уметь принимать любовь.