Далеко не все могут позволить себе ужин в самом шикарном ресторане, но ведь все в жизни меняется, и кто знает, вероятно, у вас не сегодня-завтра появится такая возможность.
Приготовьтесь к тому, что вам придется ориентироваться в меню, разговаривать с официантом, платить ему чаевые – в общем, держаться с достоинством, не опрокидывая соус на скатерть, не роняя устричные раковины на пол и не шокируя окружающих.
Поэтому необходимо знать основные правила этикета в ресторане: как вести себя за столом и как правильно вручать официанту чаевые.
Правила поведения
Ресторанный этикет диктует следующие правила поведения за столом:
- Если вы приняли приглашение и собираетесь в ресторан, в первую очередь следует подумать о своем туалете. Одежда должна быть подобрана в соответствии с уровнем и классом ресторана. При входе вас должен встречать швейцар: он откроет дверь и проведет к гардеробу. Если швейцара нет, то мужчина должен открыть перед дамой дверь и предоставить ей право войти первой, а затем уже зайти самому.
- У зеркала в гардеробе можно только слегка поправить прическу — и не более того. Краситься, причесываться и поправлять одежду допускается только в туалете.
- В некоторых ресторанах женщинам разрешается не снимать плащ. Однако весьма неэстетично смотрится, когда дама приподнимает полы плаща, боясь его измять; лучше уж оставить его в гардеробе.
- Если столик заказан заранее, мужчина идет впереди, показывая к нему дорогу. Если же столик не был заказан, метрдотель проводит вас к свободному месту. В этом случае женщина идет за метрдотелем, а за ней уже мужчина. Проходя мимо других столиков, старайтесь не задевать сидящих за ними и не разглядывать заказанные ими блюда.
- Подойдя к столику, мужчина помогает женщине сесть, отодвигая стул от стола и придвигая в то время, когда дама садится. Мужчина занимает место слева от женщины, а если стол небольшой, то напротив нее. Не стоит класть на стол сумочку, перчатки или носовой платок. Спустя некоторое время к вашему столику подойдет официант, предложит вам меню и ненадолго оставит, чтобы вы смогли сделать заказ. Мужчина подает меню своей спутнице, предлагая ей выбрать блюда. Нередко женщина предоставляет право выбора блюда для себя своему кавалеру.
- Если вы не знакомы с названиями блюд, то столовый этикет ресторана позволяет подозвать официанта и обратиться к нему за разъяснениями. Официант должен описать в нескольких словах заинтересовавшее вас кушанье. Попросите порекомендовать фирменное блюдо ресторана.
- В ожидании заказа можно попросить принести алкогольные напитки. В зависимости от того, что вы предпочитаете, официант посоветует, что лучше выбрать. Если это будет вино, то в некоторых ресторанах вам могут принести нераспечатанную, бутылку, чтобы вы смогли его оценить. Этот обычай пришел к нам из времен Средневековья, когда многие владельцы древних замков слыли большими знатоками вин и могли определить их ценность даже сквозь бутылочное стекло.
- После того как бутылка раскупорена, несколько капель вина наливают в бокал мужчины, который, пригубив его, кивком головы дает понять, что напиток одобрен. Затем вино разливают по бокалам остальных гостей. После того как трапеза закончена, можно заказать десерт и кофе.
- В гардеробе мужчина сам подает своей даме пальто или шубу, не позволяя гардеробщику помогать ей одеваться. Иногда бывает, что даме приходится ждать пригласившего ее кавалера в вестибюле ресторана, но ничего ужасного в этом нет. И не такое происходит! Мужчине надо обязательно попросить у женщины прощение и объяснить причины своего опоздания. Если они уважительные, то дама прощает его, и они, тут же забыв о досадном инциденте, садятся за столик, а если объяснения кавалера даму не устраивают, она поворачивается и уходит. Многие женщины не любят входить в ресторан в одиночестве, поэтому договариваются, чтобы их встречали на улице. В таком случае их спутник ни в коем случае не должен опаздывать.
- Если в ресторане или кафе встречаются несколько человек, то пришедшие ждут опаздывающих 20 минут, а затем приступают к выбору блюд. Если за столом приглашенные, то меню рассматривает угощающий. Он должен предложить из меню несколько блюд. Гостям же не стоит выбирать самые дорогие угощения.
- Если за столом собираются знакомые, каждый сам выбирает блюда. Один из присутствующих (мужчина) производит общий заказ, но расплачиваются все самостоятельно.
- Недостатки обслуживания не следует замалчивать, но делать замечания стоит спокойно и сдержанно. По отношению к официанту нужно вести себя вежливо. Когда приносят счет, не считается мелочным детальное его изучение. В случае ошибки вежливо укажите на это официанту. После оплаты первым предлагает уйти тот, кто был инициатором встречи.
- Если вы увидите в зале знакомых вам людей, то не подсаживайтесь к ним за столик, пока они вас не пригласят.
- Подсаживаться в кафе к знакомому вам человеку, который сидит в обществе незнакомца, неприлично. Если он вас заметил, сделайте сдержанный кивок или взмах рукой в знак того, что вы его тоже заметили. И если только он сам подойдет к вам и предложит присоединиться, можете подсесть за их столик.
- Если за неимением свободных мест вам пришлось расположиться за столиком, где уже сидят незнакомые вам люди, или вас туда посадил официант, знакомиться не обязательно, а вот поздороваться и пожелать приятного аппетита следует.
- Не кладите мобильный телефон на стол. Еще хуже, если он даст о себе знать: звонок, прозвучавший в присутственном месте, считается признаком невоспитанности.
- Ваши манеры оставляют желать лучшего, если вы в ожидании заказа читаете за столом газету.
- Нельзя громко подзывать официанта — достаточно подать ему знак также недопустимо щелкать пальцами и постукивать столовыми приборами по бокалу.
- Современные правила уравнивают женщину с мужчиной. Дама может, независимо от своего спутника, заказывать еду, расплачиваться и вести переговоры с официантом.
- Когда официант принесет вам счет, надо прервать разговор со своим собеседником.
- Не разговаривайте с официантом на неслужебные темы и не пускайтесь в фамильярности.
- Закурить можно только тогда, когда принесут кофе. Не забудьте предварительно спросить разрешения у соседей по столу. Помните, что трубки и сигары в ресторане недопустимы. И самое главное: несмотря на то что на столах, как правило, стоят стаканчики с зубочистками, не вздумайте ими воспользоваться.
Если вы знаете, как правильно вести себя в ресторане, вы никогда не окажетесь в неловкой ситуации!
Чаевые
После окончания трапезы наступает момент, когда приходится платить по счету. Оказывается, и в этом вопросе существуют правила, которых следует придерживаться.
Попросите счет у официанта. Он принесет вам его и оставит на некоторое время.
Обычно счет приносят в папочке, сюда же нужно положить и чаевые, если вы остались довольны обслуживанием и приготовленными блюдами.
Чаевые составляют не более десяти процентов от общей суммы: положите их вместе с остальными деньгами.
Официант принесет вам сдачу и положит на стол. Если вы эти деньги не заберете, он поймет, что это вознаграждение.
Чаевые принято давать и в других случаях: больничной сиделке перед выпиской, гостиничному портье накануне встречи Нового года, гиду, сопровождающему вас в чужой стране.
Последнему деньги выдаются в конверте. По крайней мере, так предписывают европейские правила поведения.
Обычно клиенты ресторанов и кафе увеличивают размеры вознаграждения в прямой пропорции к улыбкам обслуживающего их персонала, однако каждый десятый из них вообще отказывается давать «на чай» при виде цветка в волосах.
Почему принято оставлять чаевые в ресторане?
На сей счет существует несколько версий. Например, с точки зрения экономистов, клиенты «отстегивают» чаевые для того, чтобы при следующих визитах в ресторан их лучше обслуживали.
По мнению социологов, потребитель одаривает официантов, так как чувствует себя в долгу перед теми, кто предоставляет ему услуги.
У психологов есть другой ответ на вопрос о том, почему дают чаевые в ресторане: они уверены, что такое вознаграждение может приравниваться к своеобразному «массажу» собственного «я», то есть, материально поощряя официанта, посетитель чувствует себя на высоте и наслаждается своей щедростью.
Интересно, что в солнечный день сумма чаевых в ресторане больше, чем в пасмурную погоду. Заметно возрастают гонорары официантов в вечернее время суток.
Однако самую большую сумму обслуживающий персонал имеет шанс положить себе в карман в летнее время года во время уик-эндов.
По мнению психологов, на размер чаевых в ресторане влияет и музыка.
Они установили, что изысканные произведения Моцарта и Баха заставляют посетителей ресторана чувствовать себя образованными, респектабельными, смыслящими в высоком искусстве и кулинарии, понимающими толк в «красивой жизни».
Клиенты, обедающие под классическую музыку, делают заказ вдвое дороже, чем те, кто обедает в тишине!